Как сделать снегоуборочную машину из мотоблока своими руками – инструкция с чертежами по сборке
Для того чтобы существенно сократить время на переустановке мотора, следует установить на самодельном транспорте быстросъёмные крепления.
Создать уборочный агрегат можно на токорном станке ТВ-6. Для изготовления снегоуборщика для мотоблока своими руками, рекомендуется придерживаться чертежей.
Чертеж 1
и инстуркций:
- Изготавливается короб из железных листов, концы которых загибаются в подобие лыж.
- Из трубы делается вал, толщиной не менее 5 см.
- В коробе наваривается захват, выполненный из двух приваренных загнутых пластин П-образным способом. Обе пластины должны быть повёрныты не 180 градусов по отношению друг к другу.
- Саморучно изготавливается шнек из транспортёрной ленты (1,5 м в длину и 10 мм в толщину). Электролобзиком вырезаются 4 кольца из ленты (диаметром=28см). Если в наличие нет электролобзика, то заменит его можно специальной дощечки с ввёрнутыми в неё двумя шурупами.
- Применяется такая дощечка по типу циркуля — вращениями по кругу. При таком способе изготовления получаются качественные кольца.
-
В кожухе, созданного из оцинкованного железа, сделать отверстие напротив разбрасывателя и установить в него трубу. Эта труба будет служить разбрасывателем снега.К трубе привариваются держатели по обе стороны разбрасывателя.
Шнек
- Над приводном вале шнека нужно установить шестерёнку или шкив (выбор зависит от привода).К готовым пластинам приваривается шнек по два кольца с каждой стороны).Кольца с одной стороны разрезаются и свариваются с началом другого конца.
- Одна сторона заготовки приваривается к захватывающей лопасти, а второй конец, усиленный полосой стали, приваривается к валу на расстоянии 5 — 10 см от свободного конца.
- Выбираем привод шнека.
- Это может быть, как цепной, так и ременной. Использовать ременной привод следует, если на двигателе имеется шкив и если шнек при работе заклинит, то ремень будет благополучно проскальзывать.
- Корпус захвата по размеру должен быть больше на 2 — 3 сантиметра шкива. В таком случае, шкив не будет цеплять корпус, но небольшой зазор между ними сохранится.
- Чтобы предохранить шнек от поломки, его нужно снабдить запасным штифтом, срывающемся в случае заклинивания шнека.
- Позади захвата делается круглое отверстие, в которое вставляется и вваривается загнутая труба положенного калибра.
- Проверить, чтобы расстояние между лопастями захвата и задней стеной короба было минимальным.
- У короба на боках закрепить стаканы.
- Создавать стаканы лучше из алюминия АМгб и крепить их к машине при помощи болтов Мб. Болты обязательно затягивать гайками.
-
Вал крутится в подшипниках, расположенных в стаканах. Он должен выглядывать из короба на расстоянии 5 — 10 см.
Желоб
- Поворотный желоб можно сделать из канализационной трубы (160 мм диаметром). К этой трубе прикрепляется желоб, задающей снегу направление. Крепится этот желоб на корпус трубы, расположенной на шнеке, с аналогичным размером.
- Диаметр желоба должен быть больше ширины пластины шнека, отвечающей за выброс снежной массы.
- На конце вала приваривают звёздочку для смены скоростей.
- Звёздочку и вал соединяют с мотоблоком при помощи цепи.
- Ротор соединяется с передней стеной корпуса с помощью заклёпок, в диаметре равных 4 мм. Если на агрегат установлены лыжи, то под них можно установить деревянные бруски. Или прикрутить полоски пластика.
- Изготовить раму из стальных уголков (50 * 50 см). К поперечно установленным уголкам прикрепляются углы размером 25 * 25 мм. На них и крепится силовой агрегат.
- Ручка машины крепится болтами на продольные уголки.
- После того, как сборка завешена, мотоблок-снегоуборочник можно покрасить баллончиком.
Из чертежей, указанных ниже можно собрать, как самостоятельную машину-снегоуборщик, так и насадку на мотоблок.
Чертеж 2
Чертеж 3
Чертеж 4
В народном хозяйстве часто встречаются рабочие машины «Нева».
Чертёж создания снегоуборщика своими руками на мотоблок «Нева», выглядит следующим образом:
Чертеж 5
Это интересно: Аккумулятор для шуруповерта — возможности для эффективной работы
Конструирование электрического сборщика
Электрическая конструкция сборщика снега больше всего подходит для дачных участков, где нужно убирать снег редко и в небольшом количестве. Чаще всего в такие машины вместо шнека крепят один ротор, работающий на вентиляторе. После захвата снега специальными лопатками, лопасти вентилятора начинают смешивать снег с воздухом, а после под давлением выбрасывают в определённую сторону с помощью рукава. Роторный сборщик снега может справляться лишь с рыхлым и только что выпавшими массами снега.
Такое устройство ротора несложное, поэтому его по силам изготовить каждому желающему следуя главным чертежам. Создание устройства:
- Для крыльчатки используют специальный металлический диск, его наваривают на лопасти полосы из стали. Их количество может колебаться от 2 до 5 штук. Вал вытачивается на токарном станке из стального прута. Вместе со ступицами на него помещается несколько подшипников.
- Для корпуса улитки отрезают часть металлической бочки высотой 150 мм. С боковой стороны нужно прорезать небольшое отверстие, куда будет помещён патрубок для монтирования рукава. По центу дна высверливается отверстие, в него вставляется специальный вал ротора, чтобы он переместился внутрь улитки. На него надевается специальная крыльчатка. Ступицы подшипников крепятся ко дну болтами с внешней поверхности улитки. С обратной стороны корпуса конструкции привариваются два листа прямоугольной формы. Направляющие лопатки будут качественно захватывать лишний снег, вентилятор всасывать, перемалывать и выбрасывать его в стороны, очищая тем самым участок.
- Готовое устройство с ротором помещают на раму, совмещают с ременной передачей электрическим двигателем, а в качестве ходовой части применяют специальные колёса от тачки.
Вентиляторный агрегат
Промышленный вариант подобного типа (Вьюга) давно применяется в хозяйстве многими людьми. Но его можно собрать и своими силами.
Этот снегоуборщик очень надёжен и прекрасно справляется с основным делом.
Он состоит из небольшого количества деталей:
- Ножи выполняют две функции: подрезают снег и направляют их к вентилятору.
- Ротор с лопастями захватывает пласты слипшихся снежинок, закручивает их и с большой скоростью выталкивает через отверстие в корпусе.
- Труба служит направляющей для потока выбрасываемого снега.
Для изготовления подобного агрегата необходимы следующие материалы:
- листовое железо 1-3 мм для корпуса и отвалов и толщиной 5-10 мм для лопастей;
- вал для ротора;
- звёздочка;
- угольники для варианта на лыжах или колёсная пара;
- трубы для выполнения ручек.
Порядок изготовления конструкции
Сначала делают корпус с ножами. Для этого необходимо:
- Определиться с диаметром вентилятора и рассчитать длину окружности по известной формуле L=πD.
- К полученной величине прибавить припуск 1 см в случае применения сварочного аппарата и 2 см при соединении краёв болтами или заклёпками.
- Затем нужно из листа вырезать полосу длиной L+(1 или 2 см) необходимой ширины (например, 10-15 см).
- Согнуть заготовку на оправке и заварить её. Или просверлить в месте нахлеста отверстия и соединить другим способом.
- Начертить на листе круг диаметром D для задней стенки корпуса и ножи треугольной формы с закруглением на одном углу.
- Все заготовки приварить на место.
Выполнение вращающегося узла:
- Насаживают на подшипник вал длиной 20-30 см так, чтобы с одной стороны выглядывало 5-6 см. Для его изготовления могут понадобиться услуги токаря. Если в хозяйстве имеется необходимая деталь с подшипником, то можно применить её.
- Определяют центр круга (задней стенки) и просверливают его сверлом, калибр которого на 3-5 мм больше диаметра вала.
- Измеряют внешние габариты подшипника и вырезают из железа стакан для него. Он должен быть с лапками, чтобы просверлить их и закрепить эту деталь винтами.
- Надевают на подшипник стакан, а на вал напрессовывают или насаживают и зажимают винтами подходящую по диаметру трубу.
- К ней приваривают лопасти — пластины из толстого железа.
- Вращающийся узел закрепляют изнутри корпуса, чтобы снаружи оставалось 5-6 см.
- На этот «хвостик» наваривают звёздочку.
В самом конце выполняют чертёж трубы и вырезают заготовку, которую сгибают и заваривают. Сверху корпуса (в центре или немного сбоку) проделывают отверстие. Затем укрепляют трубу. Её верх желательно выполнить поворотным, чтобы можно было направлять поток снега куда нужно.
Всю конструкцию устанавливают на раме (спереди) с лыжами или колёсами. Бензопилу укрепляют, как и в предыдущих.
Принцип работы устройства
Снегоуборочник врезается в толщу снега и прочищает дорогу без особых усилий. За одну минуту он может обработать 12 м3. Скорость выброса массы 70 км/ч. При такой скорости снег, выброшенный из утилизирующей трубы, ложится очень далеко от расчищенной дороги.
Приступая к работе, начинающему изобретателю нужно решить несколько организационных вопросов:
- Какой тип двигателя делать: электрический или бензиновый.
- Определиться с типом снегоочистителя.
С двигателем определиться несложно. Главное, чётко понимать в каких целях будет применяться мотоблок-снегоуборочник. Если масштаб его работы ограничивается двориком, очисткой дорожек от дома к гаражу, то вполне подойдёт электрический двигатель.
Но если снегоуборочник планируется использовать во всех уголках населённого пункта, то выбирать нужно бензиновый двигатель.
Чтобы выбрать снегоочиститель, нужно знать какие его виды существуют и для чего применяются:
- Снегоход-бульдозер. Работает при помощи переднего отвала. Удобен в уборке залежавшегося и слепившегося снега.
- Снегоход-вентилятор. Откидывает снежную массу лопастями (при помощи их работы снег поднимается и попадает в наклонную трубу, из которой вылетает и раскидывается далеко от очищаемой площади).
- Шнековый снегоход.Снег подхватывается шнеком и попадает в отверстие трубы, откуда выбрасывается.
- Снегоход-пылесос или воздушно-вентиляторный. Работает по принципу всасывания слипшегося снега и быстрого выброса его из уборочной машины с противоположной стороны.
Лучше всего использовать шнековую насадку. Роторный механизм хорошо справляется и с лёгким снежком, и с хорошо утрамбованной поверхностью.
Минитракторы можно использовать и для уборки снега. Об это прочитайте эту статью.
Если сделать самому минитратор вам сложно, то прочитайте про минитрактора беларусского производства.
Изготовление самодельного снегоуборщика
Для уборки снега можно задействовать не сам мотоблок, а только его двигатель. Кровельное железо идет на изготовление корпуса шнека снегоуборщика. Фанера 10-миллиметровой толщины подойдет для создания боковин. Рама сваривается из металлического уголка. Полдюймовую трубу приспосабливают под ручку, а из трубы в три четверти дюйма делают вал шнека. Сквозной пропил, сделанный посередине трубы, служит для крепления металлической пластины (лопатки), имеющей размеры 120 на 270 мм. Лопатка предназначена для того, чтобы при вращении вала откидывать снег. Пододвигать снежную массу к лопатке в данной самодельной конструкции снегоуборщика должен двухзаходный шнек, для изготовления которого берется боковина автопокрышки или транспортерная лента толщиною 10 мм. Достаточно полутора метров такой ленты, чтобы вырезать электролобзиком четыре кольца. Диаметр каждого их них должен быть равен 28 см.
Для изготовления самодельного снегоуборщика понадобится кровельное железо, фанера, транспортерная лента, трубы разного диаметра, металлические уголки, закрытые подшипники
Для крепления платформы быстросъемного двигателя, позаимствованного у мотоблока, к трубе перпендикулярно пластине приваривают металлические уголки. Для свободного вхождения вала в самоцентрирующиеся закрытые подшипники 205 необходимо сделать на его концах пару пропилов и обстучать их. После этой операции уменьшается диаметр вала. Для шпонки под звездочку с одной стороны вала делается паз.
Шнек приводится в движение с помощью цепи или ремня, если на двигателе от мотоблока установлен шкив. Все необходимые детали (шкивы, ремни, подшипники) можно купить в авто-магазинах
Конструкцию лучше ставить не на колеса, которые будут застревать в снегу, а на лыжи. Из деревянных брусков вытачиваются основания лыж, на которое крепят пластиковые накладки для лучшего скольжения. В качестве накладок можно использовать короба, применяемые при монтаже электропроводки.
Снегоуборщик на лыжах легче скользит по снежному покрову, поэтому человеку, им управляющим, приходится прилагать меньше физических усилий
Поворотный желоб, необходимый для откидывания снега в нужном направлении, изготавливают из пластиковой канализационной трубы большого диаметра (не менее 160 мм). Закрепляют его на такой же трубе меньшего диаметра, присоединенной к корпусу шнека. К поворотному желобу крепят кусок канализационной трубы, которая будет направлять выброс снега. Диаметр желоба должен превышать ширину лопатки шнека, чтобы не задерживать продвижение снежной массы, откидывающейся с ее помощью.
Вид самодельного снегоуборщика, оснащенного двигателем от мотоблока, в собранном состоянии перед проверкой его работоспособности в заснеженном дворе частного дома
Чтобы придать самодельной конструкции презентабельный вид, надо покрасить все ее детали в яркий цвет. После завершения работ самоделка апробируется, а затем эксплуатируется в течение всего зимнего периода. Некоторые мастера идут еще дальше, изготавливая самоходный вариант снегоуборщика.
Механизировать ручной труд стремятся все люди, живущие на земле. Прочитав, как сделать снегоуборщик из двигателя мотоблока и других запчастей, некоторые не станут «изобретать велосипед», а решат купить заводскую модель снегоуборщика. Для покупки бюджетного варианта потребуется около 20-30 тыс. рублей. Приобретение насадки заводского изготовления к мотоблоку обойдется дешевле в полтора-два раза. Для сборки самодельной конструкции придется потратиться лишь на покупку некоторых запчастей, а также выделить для выполнения работ пару дней. В любом случае проблема уборки снега с придомовой территории будет решена.
Описание приспособления
Чтобы понять, какие чертежи понадобятся в ходе сборки инструмента своими руками, необходимо понять, что собой представляет лопата отвал для мотоблока. Мотоблок в полной комплектации (Нева или другой модели) состоит из следующих частей:
- ручка. Она зачастую изготавливается в форме «телескоп». Это позволяет регулировать ее высоту. Помимо этого на самой ручке с двух сторон расположении удобные поручни. С их помощью агрегат (Нева или другой фирмы) направляется в ходе движения. Все детали ручки крепко крепятся с помощью гаек;
- ковш. Он крепится гайками к основанию электромотора.
- электромотор. Он находиться под корпусом и снизу имеет основные для подсоединения разнообразных насадок.
При этом сама мотоблочная лопата состоит из таких частей:
- сама лопата;
- устройство для осуществления регулировки угла поворота лопаты;
- узел крепежа.
Данное дополнение может иметь разнообразные модификации в зависимости от вида мотоблока (Нева и т.д.). Но общие черты и принцип работы характерны для всех моделей. Поворот конструкции возможен под следующим углом:
- направо (с уклоном в 30?);
- налево (с уклоном в 30?);
- вперед.
Как видим, лопата отвал для мотоблока выступает в роли навесного оборудования. Чертежи для данного инструмента можно с легкостью отыскать в специализированной литературе или инструкции к агрегату (Нева и т.д.). По ним вы легко сможете сделать ее своими руками. Такая самодельная лопата отвал будет эксплуатироваться не хуже, чем ее заводской аналог.
Устройство и конструкция
Все снегоуборщики для мотоблоков условно подразделяются на виды:
Шнековые. Такой тип снегоуборщика считается одноступенчатым, что означает перемещение снежной массы с транспортера напрямую в выдувной раструб, откуда снег под действием сильнейшей воздушной струи выбрасывается наружу.
Роторный снегоуборщик
- Роторные. Данные модели совмещают в себе функции как ротора, так и шнека: с помощью специального крутящегося винта снег подается в широкое жерло с большим ротором. Вращающийся ротор за счет крутящего момента передает часть своей энергии в виде дополнительной скорости движению снежной массы.
- Роторные снегоочистители способны образовывать мощную струю снега и отбрасывать его более чем на 20 м.
Безопасность во время работы
Ничего сложного в работе со снегоуборочной навеской нет. Однако нужно придерживаться ряда правил, больше направленных на соблюдение личной безопасности:
- Перед запуском двигателя Невы необходимо проверить все важные узлы. К ним относится сцепка, привод, шнек. Не должно быть отпущенных болтов и шатающихся деталей. Шнек нужно провернуть рукой. Если он легко пошел и нигде ничего не трет, можно запускать мотор.
- Движение начинают плавно со скоростью около 2 км/ч. На ровных и длинных участках можно разогнаться до 4 км/ч, но не более того.
- Выброс снега происходит через отводной рукав с большой силой. Направляющий козырек нужно правильно отрегулировать, чтобы летящая масса не нанесла вред прохожим и окнам зданий.
- Если случайно внутрь ковша попал камень или большой кусок льда, шнек может заклинить. В этом случае агрегат следует остановить, мотор заглушить и попытаться очистить механизм.
Типы устройств для механизированной уборки снега
Механические самодельные снегоуборщики оснащаются двигателями внутреннего сгорания. Чаще всего они бывают навесными (прицепными насадками), их монтируют к мотоблокам или тракторам, в том числе и минитракторам. Отличаются малой массой и несложным устройством.
Снегоуборочные машины по принципу действия делят на:
- шнеково-роторные устройства, имеющие два типа активных органов: шнек или шнеки, которые сдвигают снег к входному отверстию ротора, и сам ротор, который отбрасывает снег в нужную сторону;
- отвальные грейдерного или бульдозерного типа – действуют по принципу механического перемещения снежной массы, чаще подобные устройства используют на самоходной технике;
- лопата-отвал, используемые совместно с мотоблоками для сдвига снега в ограниченном пространстве;
- воздушно-вентиляторные установки – применимы только на свежевыпавшем снеге, они отличаются весьма небольшими размерами и крайне простым устройством, удаление снега происходит за счет создаваемого воздушного потока.
Наибольшее распространение получили шнеко-роторные снегоуборщики. Они неплохо справляются со снежным покровом разной величины. Иногда возникают проблемы со слежавшимся снегом, поэтому в дорогих установках имеется еще и вспомогательный вал с шипами, разрушающими уплотненный снег. В некоторых устройствах шнеки комплектуются дополнительными съемными зубчатыми насадками, они разрубают плотную массу снега.
Особенности воздушно-роторного снегоуборщика
Самый простой снегоотбрасыватель основан на воздушно-роторном действии. Обычно это короб, который можно перемещать на небольших лыжах по снегу. Внутри имеется ротор. Привод к ротору осуществляется от автономного двигатели или от вала отбора мощности мотоблока.
Приемная часть короба выполнена так, чтобы при поступательном движении вперед снег поступал на лопасти ротора. Далее масса вращающимися лопастями выбрасывается через патрубок, расположенный выше. Его дефлектор может быть направлен в любую сторону. Поэтому снег выбрасывается влево или вправо, куда требуется в конкретном случае.
Особенность устройства в том, что кроме снега формируется достаточно мощный поток воздуха. Поэтому на выходе образуется снежно-воздушная смесь, которая может лететь до 5-6 м. Этого бывает достаточно для очистки проходов.
К недостаткам воздушно-вентиляционных снегоуборщиков следует отнести сравнительно узкий захват, а также невозможность снегоудаления при наличии слежавшейся массы. При прочистке проходов сразу после выпадения снега снегоотбрасыватель подобного типа отличается достаточно высокой производительностью. Самодельщики довольно часто берут подобную конструкцию за основу. Главное – это создать высокую скорость вращения ротора.
Лопата-отвал – простейший снегоуборщик
В некоторых случаях не нужно иметь сложный агрегат из мотоблока и опоры на колесах, оснащенный бульдозерной лопатой. Достаточно иметь механический помощник – отвал, который передвинет массу снега на небольшом расстоянии.
К мотоблоку цепляют специальную лопату, в дальнейшем только за счет тягового усилия, создаваемого мотоблоком, снежный ком смещается в сторону. Используя реверсивное переключение передачи, снегоуборщик возвращается обратно. Последовательными движениями вперед и назад производится уборка территории от снега.
При движении вперед снегоуборочная лопата опускается вниз, при обратном перемещении ее поднимают вверх. При невысоком снежном покрове эффективность этого рабочего органа довольно высока.
Снегоуборочная лопата на мотоблок своими руками
У каждого кто живёт в частном доме, зимой возникает необходимость очистки территорий от снега. Особенно тяжело приходится тем, у кого есть машина, в том числе мне. Помимо тропинок надо чистить заезд. Вспомнив зиму 2016–2017 года, тогда было очень много снега по сравнению с этой зимой. Решил сделать лопату на мотоблок, тем самым облегчить задачу в уборке территории. Просмотрев варианты заводских, а также самодельных лопат в интернете решил сделать сам. Этот вариант менее затратный, тем более материал есть.
Для изготовления лопаты понадобится: Материалы:
- труба профильная 20×40 мм.
- лист железный 6 мм.
- лист железный 1,5 мм.
- уголок 50×50 мм.
- уголок 40×40 мм.
- полоса 4×40 мм.
- прут железный на 10 мм
- болты, шайбы, гайки на 10 мм.
- болты, шайбы, гайки на 8 мм.
- лента транспортерная
- краска
Инструменты:
- УШМ (болгарка)
- сварочный аппарат, электроды
- дрель, сверла
- молоток
- плоскогубцы
- ключи гаечные и др.
Все материалы есть, можно приступить к работе.Размер лопаты 1000×450 мм. Нарезаю профильную трубу следующих размеров:1000 мм. = 2 шт.450 мм. = 2 шт.370 мм. = 1 шт.Зарезаю все трубы, кроме той, которая 370 мм., под углом 45 градусов. Свариваю. Зачищаю сварочные швы с одной стороны, куда будет привариваться лист железа 1,5 мм.
Вырезаю из листа железа 6 мм. две пластины размером 200×100 мм. (так как лист б/у отверстия уже были их сверлить не нужно).
Эти пластины привариваю к рамке из профильной трубы по центру, как показано на фото.
Отрезаю четыре полосы 4×40 мм. примерно по 400 мм. Привариваю их с одной стороны к пластинам с другой к профильной трубе. Они служат для усиления конструкции.
Теперь отрезаю четыре уголка 40×40 мм. длинной по 20 мм. Они будут служить ограничителем поворота лопаты (изначально ни чем не хотел фиксировать лопату, оказалось не удобно). Делаю разметку, привариваю к пластинам 6 мм.Сверлю отверстия на 10 мм. для крепления к кронштейну.Привариваю железный лист 1,5 мм.
Перехожу к изготовлению кронштейна. Его решил изготовить из уголка 50×50 мм. Сварив между собой таким образом, чтобы получилась профильная труба. От применения профильной трубы в данном узле решил отказаться, из-за нестандартных размеров и на мой взгляд будет слабая конструкция. В моем случае ширина кронштейна 47 мм., длина 500 мм. Одну полку на каждом уголке отрезаю по 47 мм. Свариваю между собой.
Сверлю отверстия на 10 мм. для крепления к мотоблоку, и для крепления лопаты. В месте крепления лопаты к кронштейну нужно сточить сварочный шов, чтобы не мешал поворачивать лопату.
Точно так же свариваю еще два уголка, на них полку срезать не обязательно. Сверлю отверстия на 10 мм. для крепления лопаты в нижней части, так же как делал до этого.
Свариваю все части кронштейна. Получилось не совсем ровно как хотелось бы, на ходовые качества не влияет.
Теперь можно покрасить все конструкции.После сборки просверлил еще по два отверстия для фиксации лопаты под нужным углом.
Для фиксации лопаты под углом использую кругляк на 10 мм., длинной 70 мм., с приваренной сверху шайбой.
Вот так выглядит в сборе. Угол получился не большой, но как показала практика этого вполне достаточно.
Гайки на болтах затянуть до такого момента чтобы лопата свободно поворачивалась. Законтрогаить или использовать самоконтрящие гайки (которые с пластиком внутри).
На низ лопаты закрепил транспортерную ленту. Вынос ленты 50 мм. ниже лопаты. Закрепил болтами с пластинами на 8 мм. Шаг между болтами 100 мм.
Заключение. Лопата получилась довольно не плохая. Использую первую зиму. Со своей задачей справляется на 5. С повернутой в сторону лопатой достаточно одного прохода. Подъем и опускание лопаты осуществляется наклоном мотоблока вперед и назад. В опущенном состоянии лопата стоит перпендикулярно поверхности. Хотя поверхность у лопаты ровная (а не изогнутая как у заводских) снег через верх не пересыпается. Снег можно двигать как передним так и задним ходом. Вместо 1,5 мм. железа думаю можно использовать кровельное железо 0,5 мм., тем самым еще больше удешевить конструкцию. На мотоблок установил цепи на колеса, без них буксовал.
Надеюсь, данная статья вам понравилась, а самоделка будет полезна.