Применение ингибиторов в нефтегазовой промышленности
Нефть и газ являются достаточно агрессивными средами, так как в них находятся едкие вещества, которые способны разъедать материалы и пагубно влиять на здоровье человека. Исходя из этого, специальные добавки для защиты металлических конструкций, применяют на любой стадии добычи, транспортировки, хранения и эксплуатации нефти и газа. Важным аспектом является то, что ингибитор на всех этих стадиях желательно применять один и тот же.
Кроме защиты металла, в сами нефтепродукты могут добавляться примеси, которые делают ее менее агрессивной средой: антикоррозийные ингибиторы парафинообразования, антивоспламенители и антивспениватели. Наиболее распространенное вещество для защиты магистральных нефте- и газопроводов – соединения на основе аминов.
Характерные типы поражения ржавчиной
Способы защиты стали и сплавов зависят не только от вида коррозии, но и от типа разрушения:
- Ржавчина покрывает поверхность изделия сплошным слоем или отдельными участками.
- Выступает в виде пятен и точечно проникает вглубь детали.
- Разрушает металлическую молекулярную решетку в виде глубокой трещины.
- В стальном изделии, состоящем из сплавов, происходит разрушение одного из металлов.
- Более глубокое обширное ржавление, когда не только постепенно нарушается поверхность, но и происходит проникновение в глубокие слои конструкции.
Статья по теме: Эффективные способы удаления ржавчины с ванны Типы поражения могут быть комбинированные. Иногда их трудно определить сразу, особенно когда происходит точечное разрушение стали. Методы защиты от коррозии включают в себя специальную диагностику для определения степени повреждений.
Выделяют химическую коррозию без возникновения электрических токов. При соприкосновении с нефтепродуктами, спиртовыми растворами и другими агрессивными ингредиентами происходит химическая реакция, сопровождаемая газовыми выделениями и высокой температурой.
Электрохимическая коррозия — это когда металлическая поверхность контактирует с электролитом, в частности с водой из окружающей среды. В этом случае происходит диффузия металлов. Под воздействием электролита возникает электрический ток, происходит замещение и движение электронов металлов, которые входят в сплав. Структура разрушается, образуется ржавчина.
Выплавка стали и ее коррозионная защита – это две стороны одной медали. Коррозия наносит огромный вред промышленным и хозяйственным постройкам. В случаях с масштабными техническими сооружениями, к примеру, мостами, опорами электропередач, заградительными сооружениями, может спровоцировать и техногенные катастрофы.
Борьба с коррозией при помощи органических покрытий
Использование подобных соединений в борьбе против ржавчины предусматривает достаточно преимуществ, среди которых простота и доступная цена не являются единственными:
- Используемые покрытия могут придавать обрабатываемому изделию различный цвет, в результате это позволяет не только надежно защитить изделие от ржавчины, но и обеспечить конструкциям более эстетичный внешний вид;
- Отсутствие сложностей с реставрацией защитного слоя в случае его повреждения.
Увы, однако у лакокрасочных составов имеются и определенные недостатки, к числу которых нужно отнести следующие:
- низкий коэффициент термической стойкости;
- низкая устойчивость в водной среде;
- низкая стойкость к воздействию механического характера.
Это вынуждает, чему не противоречат требования действующих СНиП, прибегать к их помощи в ситуации, когда изделия подвергаются воздействию со стороны коррозии с максимальной скоростью 0,05 мм в год, при этом расчетный срок службы не должен превышать 10 лет.
Ассортимент предлагаемых сегодня на рынке лакокрасочных составов может быть представлен в виде следующих элементов:
- Краски. Под ними подразумеваются суспензии пигментов, характеризующихся минеральной структурой;
- Лаки. Представлены в виде растворов и масел, присутствующих в растворителях органического происхождения. При их использовании эффект достигается лишь по завершении полимеризации смолы или масла или же в момент испарения, вызванного воздействием дополнительных катализаторов или же нагревом;
- Пленкообразователи. Речь идет о природных и искусственных соединениях. Среди них наибольшую известность получила олифа, которую используют в целях защиты конструкций из стали и чугуна;
- Эмали. Имеют вид лаковых растворов, содержащих группу подобранных пигментов в измельченном виде;
- смягчители и разнообразные пластификаторы. Сюда следует отнести адипиновую кислоту, представленную в виде эфира, дибутилфтолат, касторовое масло, трикрезилфосфат, каучук, а также иные элементы, благодаря которым можно повысить эластичность защитного слоя;
- этилацетат, толуол, бензин, спирт, ксилол, ацетон и другие. К помощи перечисленных компонентов прибегают для улучшения адгезии используемых лакокрасочных составов;
- Инертные наполнители. Представлены в виде мельчайших частиц асбеста, талька, мела и каолина. Благодаря их применению пленки приобретают повышенную устойчивость к коррозии, при этом удается добиться уменьшения расхода иных компонентов лакокрасочных покрытий;
- Пигменты и краски;
- Катализаторы, которые в среде специалистов именуются как сиккативы. Их польза заключается в сокращении времени, необходимого для высыхания защитных составов. Наибольшее распространение получили кобальтовые и магниевые соли жирных органических кислот.
При выборе того или иного лакокрасочного состава следует обращать внимание на условия эксплуатации обрабатываемых конструкций из металла. Применять материалы на основе эпоксидных элементов желательно для тех изделий, которые будут эксплуатироваться в атмосферах, содержащих испарения хлороформа, двухвалентного хлора, а также для обработки изделий, которые планируется использовать в разных типах кислот
Высокую стойкость к кислотам демонстрируют и лакокрасочные материалы, содержащие полихлорвинил. Вдобавок к этому к ним прибегают в целях обеспечения защиты металла, который будет контактировать с маслами и щелочами. Если же возникает задача в обеспечении защиты конструкций, которые будут взаимодействовать с газами, то обычно выбор останавливают на материалах, содержащих полимеры.
Решая вопрос с предпочтительным вариантом защитного слоя, следует обращать внимания на требования отечественных СНиП, предусмотренных для конкретной отрасли промышленности. Подобные саннормы содержат перечень таких материалов и способов защиты от коррозии, к которым допускается прибегать, а также те, которые не следует применять. Скажем, если обратиться к СНиПу 3.04.03-85, то там представлены рекомендации по защите строительных сооружений различного назначения:
- систем трубопроводов, используемых для транспортировки газа и нефти;
- обсадных стальных труб;
- тепломагистралей;
- конструкций, выполненных из стали и железобетона.
Правила проведения обработки
Перед нанесением антикора необходимо подготовить поверхность. Требования к подготовке поверхности выдвигаются такие.
- Очаги ржавчины или потрескавшиеся краска или лак должны быть удалены.
- Поверхность должна быть очищена от грязи, масел и высушена.
- Нанесение антикоррозийного покрытия проводится с помощью специального пистолета, либо кистью или валиком.
На предприятиях же, где слишком завышено воздействие агрессивной среды, используется снижение ее воздействия путем:
- введения ингибиторов;
- удаления соединений, которые являются проводниками ржавчины.
Существуют также СНиПы. Вот некоторые из них.
- Пропитка металла материалом с высокой химической стойкостью.
- Оклеивание специальной пленкой.
- Использование лакокрасочных материалов, оксидных и металлизированных покрытий.
В правилах по предупреждению конструкций от ржавления всегда указывается состав смесей в зависимости от того, в какой местности будут использоваться защищаемые изделия. Составы могут агрессивными, слабоагрессивными, либо неагрессивными вообще.
Локальная антикоррозийная защита
В правилах также указываются среды биологически активные или химически активные. А также они делятся на жидкие, твердые и газообразные.
В любом случае покраска изделия обязательна, так как она придает ему не только защитные свойства от коррозии, но и внешний эстетический вид.
Ингибиторы коррозии металла: особенности и принцип защиты
Ингибиторы коррозии металла — группа специальных веществ и соединений, главной целью которых является комплексная защита металлических конструкций от разрушительного воздействия коррозии.
Такие вещества добавляют к полимерным покрытиям, воскам, смазкам, упаковкам, в закрытые пространства, в которых хранится металл. Результат — увеличение защитных возможностей покрытий.
Средства для защиты металлов от коррозии разделяют на типы, исходя из:
- Механизма воздействия: адсорбционные и пассивирующие реагенты.
- Среды функционирования конструкций: соединения, защищающие от ржавчины в кислотной, нейтральной и сероводородной средах; специальные вещества, применяемые на нефтяных скважинах.
- Химической природы: органические и неорганические, летучие ингибиторы.
- Принципа защитного действия: катодные, анодные либо комбинированные составы.
Вещества и соединения, которые могут остановить процесс развития коррозии, могут действовать на железо двумя способами. В первом случае происходит модификация активационной энергии в процессе ржавления, а во втором — сокращается площадь поверхностей, которые называют коррозионно активными.
Толщина слоя, образованная полезными веществами, меньше толщины наносимого покрытия. В частности, пассиваторы могут образовать особую пленку, которая будет сдвигать потенциал коррозии в положительную сторону. Речь идет о молибдатах, нитритах и хроматах, обладающих отличным антикоррозионным воздействием.
Адсорбционные соединения поглощают верхний слой обрабатываемых металлов, на них создается особенная тонкая пленка. Именно она существенно замедляет, а в отдельных случаях даже останавливает коррозию электрохимического типа, которая образовывается на поверхностях.
Защита от атмосферного воздействия
Для предохранения железных сплавов пользуются контактными и летучими веществами, которые быстро испаряются и в самостоятельном порядке распределяются по поверхностям.
Применяются летучие соединения в связи со значительными требованиями к барьерным материалам:
- Непроницаемость для паров полезных соединений.
- Соблюдение герметичности упаковки, в противном случае вещества улетучатся.
Применяются несколько способов нанесения, позволяющих сохранить изделия из металла от атмосферных воздействий:
- Обработка поверхностей водными растворами или органическими растворителями.
- Осуществление процесса сублимации ингибиторов на поверхности изделий из воздуха со значительной концентрацией полезных соединений.
- Материалы покрывают полимерными составами, составляющими которых обязательно выступают ингибиторы.
- Изделия заворачивают в слой ингибированной бумаги.
- В закрытом пространстве направляются пористые носители с необходимыми соединениями.
В последнем случае защитные функции выполняют препараты «Линопон» и «Линасиль». Данные вещества при помещении их в закрытых пространствах способны обеспечить длительную целостность металла — он практически не будет подвергаться коррозии и «бронзовой болезни». Такие конструкции можно будет сохранить в случае значительніх перепадов температур.
Консервирование посредством ингибиторов рекомендуют проводить при влажности на уровне ниже критической, при чистом воздухе. Не допускайте наличия кислых испарений в рабочих помещениях такие пары выделяются при химической чистке).
Учтите, что вещества впитываются не мгновенно, для образования протекции понадобится некоторое время. Продолжительность зависит не только от выбранных веществ, но и от структуры обрабатываемых элементов. Перед обработкой металлы очищают от скоплений грязи и жиров, поддают сушке.
Будьте внимательны: перед началом консервации железо нельзя трогать руками, а все работы должны проводиться исключительно в резиновых перчатках!
Защита для конструкций со стали
Желательно к нитриту натрия добавлять дополнительные компоненты для увеличения вязкости структуры (речь идет о оксиэтилцеллюлозе, глицерие, ксилите, крахмале) — так заметно возрастает эффективность используемого вещества. Можно увеличить срок защиты конструкций вне зависимости от климатических условий. Вязкий состав не позволит нитриту натрия засохнуть, солевые кристаллы не отойдут от поверхностей, также снизится процент стекания веществ в условиях с высокой влажностью.
В большинстве случаев пользуются раствором 25% нитрита натрия для защиты изделий со стали, и 40% — для чугуна. Раствор предварительно подогревают до температуры 65−85 градусов.
Пошаговое руководство по нанесению покрытия
Обработка днища автомобиля от коррозии начинается с подготовки машины. Если необходимо провести комплексную процедуру диагностики металла, то вынимается салон, демонтируется напольное покрытие, снимается шумоизляция.
Если обрабатывается только внешняя часть днища, то автомобиль поднимается на эстакаду. При самостоятельном ремонте мастера переворачивают автомобиль на бок и ставят на подпорки.
Перед работами необходимо отключить минусовую клемму с аккумуляторной батареи, слить топливо и обеспечить полное освещение днища.
Подготовка авто к антикору
Профессиональные ремонтники отмечают, что качество антикоррозийного покрытия зависит на 90% от тщательной очистки днища. Подготовка днища к обработке по шагам:
- Вымыть днище из шланга или керхера. Напор воды снимет первую грязь.
- Ершом промыть поддомкратники, высушить.
- Металлической щеткой очистить оставшуюся грязь, снять весь старый антикор, если был.
- Очистить металл от ржавчины, если обнаружены следы первичной коррозии.
- Обработать зачищенные места преобразователем ржавчины или ингибитором коррозии, подождать пока высохнет.
- Обработать поверхность обезжиривателем.
- Прогрунтовать поверхность специальным средством под мастику.
Для полной самостоятельной антикоррозийной обработки потребуются следующие материалы и инструменты:
- Мовиль или другой масляной антикор для внутренней поверхности – 4 литра или 7-8 аэрозольных баллонов объемом 480 мл;
- мастика резинобитумная — 3 литра;
- грунт с оцинковкой под мастику – 1 банка;
- антигравийный состав– 1 банка;
- обезжириватель;
- широкая кисть для нанесения мастики или спец инструмент;
- щетка по металлу для чистки.
После подготовки днища и полной просушки грунта, мастику разводят и наносят на поверхность широкой кистью, распыляют аэрозолем или пистолетом.
Обработка из баллончика
Начинать обработку необходимо с колесных арок. Распылить состав в скрытые полости лонжеронов, порогов поперечин. Аэрозольные баллоны имеют в комплекте насадки-шланги, которые по диаметру совпадают с технологическими. Процесс обработки скрытых полостей днища по шагам:
- Обработать масляным антикором внутренние полости поддомкратных проушин, которые расположены внутри поперечины передней подвески.
- Распылить состав внутри рычагов, балок подвески.
- Тщательно пройтись по болтовым соединениям, крепежам.
- Нанести антикор на шарниры подвески, наконечники рулевых тяг.
- Нанести автомобильный антигравий на пороги, арки.
- После обработки скрытых полостей, если для внешней части выбран парафиновый или масляной антикор, равномерно распылить состав на всю поверхность днища.
Битумные мастики наносятся кистью или пистолетом. Вязкие составы фасуются в банки или бутыли. Если используется пушечное сало, состав следует наносить на внешнюю поверхность кистью.
Изготовление, нанесение антикора на авто с помощью пистолета
Пистолетом можно обрабатывать как скрытие полости днищ, так и проводить внешнюю обработку битумными мастиками. Среди составов для внешней обработки высокую производительность обеспечивают антикоры:
- Hardwax;
- Waxoyl;
- Dinitrol;
- RunWay;
- ВелКор.
Мастики на основе резинобитумной смеси фасуются в литровые банки или бутыли. Для быстрой обработки поверхности используют пневматический пистолет. Преимущества инструмента перед кистью очевидны:
- Антикор под давлением быстрее, плотнее заполнит карманы и выемки днища.
- Можно откорректировать толщину слоя.
При самостоятельной обработке мастера используют самодельный дешевый антикор для внешней части кузова. Состав наносится после тщательной обработки внутренних скрытых полостей. Потребуется:
- пушечное сало -1.5 литра;
- пластилин – 2 пачки по 400 гр;
- антикор Кордон — 1 литр.
Все ингредиенты перемешиваются, нагреваются на водяной бане до образования однородной полу вязкой массы черного цвета. Наносят ее на внешнюю часть днища толстым слоем. Не рекомендуется использовать пистолет, поскольку при высыхании масса густеет. Самодельная защита сохраняет эластичность, герметично защищает металл, при вибрациях кузова не трескается, не отслаивается, становится термоустойчива.
Способы борьбы с коррозией
Коррозия металлов – это деструктивный, разрушающий кристаллическую решетку, окислительно-восстановительный химический процесс. Вызывается он чаще всего высокой химической активностью самих металлов – многие помнят из школьного курса химии «линейку» активности элементов. Активизироваться может при создании неблагоприятных условий, например, высокой влажности и опущенной температуре, в агрессивной солевой, кислотной или щелочной среде.
Чаще всего приходится сталкиваться с коррозией черных металлов, то есть – различных сортов стали и чугуна, применяемых буквально повсеместно, во всех сферах деятельности человека. Процесс начинает выдавать себя появлением на металлической поверхности пятен или разводов рыжего цвета.
Если с коррозией не бороться, она способна показать свою крайне разрушительную силу – металлические изделия быстро приходят в негодность.
Если не предпринять никаких шагов, то очаг начинает разрастаться, захватывая все новые площади. Причем иногда это происходит незаметно для глаз. Так, многие участки механизмов, приборов и т.п. — попросту скрыты из поля зрения, и увидеть их можно только при полной разборке узла или всего устройства. А иные очаги коррозии могут до поры скрываться под слоем краски, и только кода процесс зайдет очень далеко – поваляться сначала в виде вздутий, а потом – и прорывов ржавчины наружу.
Некоторые владельцы пытаются справиться с выявленными очагами коррозии механическим способом. То ест применяя шлифовку поврежденного ею участка наждачной бумагой или же специальными дисками, добравшись до «здорового» металла.
Однако подобная методика, если и может быть применена, то с исключительной осторожностью, и только в качестве предварительного этапа, перед нанесением специальных составов. Только механическая очистка является весьма малоэффективным средством. Точечные проявления коррозии, проступившие через слой краски
Точечные проявления коррозии, проступившие через слой краски
Особенно сложно удалить этим способом мелкие точечные очаги ржавчины, так как они в процессе чистки забиваются мелкодисперсной коррозийной пылью, и их становится практически не видно. Но беда как раз в том, что они никуда не деваются, и обязательно в дальнейшем проявят себя, даже после окрашивания. Поэтому обработка химическимисредствами — более надежна.
Кроме того, если ржавчиной поражен тонкий металл, то во время очистки, под давлением щёток или абразивного материала, он может повредиться вплоть до сквозной дырки.
В связи с этим рекомендуется пользоваться химическими составами, очищающими металл и предотвращающими появление коррозии в дальнейшем. Причем с их помощью можно даже успешно справиться с очагами в труднодоступных зонах, там, где никакими другими способами без разборки механизма к пораженному участку не добраться.
Ингибиторы коррозии металла: особенности и принцип защиты
Ингибиторы коррозии металла — группа специальных веществ и соединений, главной целью которых является комплексная защита металлических конструкций от разрушительного воздействия коррозии.
Такие вещества добавляют к полимерным покрытиям, воскам, смазкам, упаковкам, в закрытые пространства, в которых хранится металл. Результат — увеличение защитных возможностей покрытий.
Средства для защиты металлов от коррозии разделяют на типы, исходя из:
- Механизма воздействия: адсорбционные и пассивирующие реагенты.
- Среды функционирования конструкций: соединения, защищающие от ржавчины в кислотной, нейтральной и сероводородной средах; специальные вещества, применяемые на нефтяных скважинах.
- Химической природы: органические и неорганические, летучие ингибиторы.
- Принципа защитного действия: катодные, анодные либо комбинированные составы.
Вещества и соединения, которые могут остановить процесс развития коррозии, могут действовать на железо двумя способами. В первом случае происходит модификация активационной энергии в процессе ржавления, а во втором — сокращается площадь поверхностей, которые называют коррозионно активными.
Толщина слоя, образованная полезными веществами, меньше толщины наносимого покрытия. В частности, пассиваторы могут образовать особую пленку, которая будет сдвигать потенциал коррозии в положительную сторону. Речь идет о молибдатах, нитритах и хроматах, обладающих отличным антикоррозионным воздействием.
Адсорбционные соединения поглощают верхний слой обрабатываемых металлов, на них создается особенная тонкая пленка. Именно она существенно замедляет, а в отдельных случаях даже останавливает коррозию электрохимического типа, которая образовывается на поверхностях.
Защита от атмосферного воздействия
Для предохранения железных сплавов пользуются контактными и летучими веществами, которые быстро испаряются и в самостоятельном порядке распределяются по поверхностям.
Применяются летучие соединения в связи со значительными требованиями к барьерным материалам:
- Непроницаемость для паров полезных соединений.
- Соблюдение герметичности упаковки, в противном случае вещества улетучатся.
Применяются несколько способов нанесения, позволяющих сохранить изделия из металла от атмосферных воздействий:
- Обработка поверхностей водными растворами или органическими растворителями.
- Осуществление процесса сублимации ингибиторов на поверхности изделий из воздуха со значительной концентрацией полезных соединений.
- Материалы покрывают полимерными составами, составляющими которых обязательно выступают ингибиторы.
- Изделия заворачивают в слой ингибированной бумаги.
- В закрытом пространстве направляются пористые носители с необходимыми соединениями.
В последнем случае защитные функции выполняют препараты «Линопон» и «Линасиль». Данные вещества при помещении их в закрытых пространствах способны обеспечить длительную целостность металла — он практически не будет подвергаться коррозии и «бронзовой болезни». Такие конструкции можно будет сохранить в случае значительніх перепадов температур.
Консервирование посредством ингибиторов рекомендуют проводить при влажности на уровне ниже критической, при чистом воздухе. Не допускайте наличия кислых испарений в рабочих помещениях такие пары выделяются при химической чистке).
Учтите, что вещества впитываются не мгновенно, для образования протекции понадобится некоторое время. Продолжительность зависит не только от выбранных веществ, но и от структуры обрабатываемых элементов. Перед обработкой металлы очищают от скоплений грязи и жиров, поддают сушке.
Будьте внимательны: перед началом консервации железо нельзя трогать руками, а все работы должны проводиться исключительно в резиновых перчатках!
Защита для конструкций со стали
Желательно к нитриту натрия добавлять дополнительные компоненты для увеличения вязкости структуры (речь идет о оксиэтилцеллюлозе, глицерие, ксилите, крахмале) — так заметно возрастает эффективность используемого вещества. Можно увеличить срок защиты конструкций вне зависимости от климатических условий. Вязкий состав не позволит нитриту натрия засохнуть, солевые кристаллы не отойдут от поверхностей, также снизится процент стекания веществ в условиях с высокой влажностью.
В большинстве случаев пользуются раствором 25% нитрита натрия для защиты изделий со стали, и 40% — для чугуна. Раствор предварительно подогревают до температуры 65−85 градусов.
Рейтинг красок по металлу
Рейтинг составлялся на основании мнений архитекторов, маляров, онлайн обзоров, отзывов покупателей
Исходя из таких исследований удалось выделить характеристики, на которые нужно обращать внимание при покупке красящего материала:
- Устойчивость к факторам окружающей среды;
- Долговечность;
- Ассортимент цветов;
- Состав;
- Возможность использовать внутри помещения;
- Антикоррозийные свойства;
- Качество защиты;
- Требуемое количество слоев;
- Способы нанесения;
- Резкость запаха;
- Плотность;
- Адгезивные свойства;
- Сложность подготовки поверхности.
Все представители топа имеют свои особенности, выделяющими их среди конкурентов.
Лучшие краски по ржавчине
Обрабатываем днище
Материалы для защиты днища иногда называют UB-препаратами, от словосочетания Under Body – «под днищем». Несмотря на специализацию, у них много общего с ML-препаратами. Например, и от тех и от других требуются хорошие адгезионные свойства, наличие ингибиторов коррозии, «живучесть» в определенном температурном диапазоне и стойкость к соляному туману.
А отличия? Они следуют из назначения и условий работы материалов. Так, скрытые полости не подвергаются механическим воздействиям извне, но зато имеют много труднодоступных точек. Соответственно материалы для них создаются маловязкими, обладающими хорошей проникающей способностью. Толщина покрытия бывает разной в зависимости от препарата и места нанесения.
Днище и колесные арки (мы считаем, что подкрылки не установлены) подвергаются беспрерывному воздействию соляного раствора, песка и мелких камешков. Материалы для их защиты делаются более вязкими (в сравнении с ML-препаратами они выглядят густыми «тяжелыми» консистенциями), а толщина их пленки может достигать 1 мм.
Но все же давайте формально перечислим свойства «донных» препаратов. Кое в чем придется повториться, но это неизбежно при систематизации. Итак, материалы для днища должны:
• обладать надежной адгезией к любому покрытию: заводскому слою ПВХ (PVC), предыдущему антикоррозионному слою, ЛКМ и даже «голому» металлу;
• быть тиксотропными;
• иметь в своем составе ингибиторы коррозии;
• обладать механической прочностью, абразивостойкостью и способностью противостоять ударам песка и камешков без образования трещин и отслоений;
• обладать способностью к «самозалечиванию» при небольших механических повреждениях;
• быть достаточно эластичными, дабы выдерживать температурные и механические деформации кузова при эксплуатации;
• не терять свойств при понижениии или повышении температуры;
• обеспечивать шумоизоляцию;
• и, разумеется, быть экологичными.
Материалы для днища имеют, как правило, битумную, битумно-каучуковую, битумно-восковую, реже – восковую основы.