Виды и устройство вентилей
Резьба у вентилей для газовых баллонов стандартизирована, а вот сами они могут иметь разнообразную конструкцию. На выбор модели вентиля влияет вид хранимого химического вещества, производственные особенности эксплуатации и количество денег. Перед покупкой нового оборудования следует ознакомиться с вариантами исполнения и внутреннего устройства вентилей.
Классификация запорной арматуры для баллонов
Конструкционные особенности вентилей газовых баллонов обусловлены не прихотями инженеров, а соображениями техники безопасности.
Газовый вентиль модели ВБ-2. Эта модель вентиля положительно зарекомендовала себя ещё в советское время. Уже десятилетия она используется в быту и промышленности, принося минимум проблем
В зависимости от материала исполнения запорная арматура делится на:
- латунную;
- стальную.
Выбор металла для изготовления корпуса вентиля обусловлен видом содержащихся в баллоне газов. Различают следующие типы запорных кранов, в зависимости от типа хранимых химических веществ:
- Ацетиленовые. Корпус таких баллонов окрашивается в белый цвет. Специальные вентили используются в баллонах с ацетиленом, хлором, аммиаком и другими агрессивными веществами.
- Кислородные. Баллоны окрашиваются в синий цвет и предназначаются для хранения кислорода, аргона, водорода, азота, углекислого газа и других инертных газов.
- Пропан-бутановые. Окрашиваются в красный цвет и предназначаются для хранения соответствующих названию веществ и других газообразных углеводородов. Наиболее распространенная модель типа вентиля для такого баллона – ВБ-2.
Вентили для ацетиленовых баллонов не изготавливаются из латуни, потому что содержащиеся в них вещества могут вступать в химическую реакцию с медью. Обычно для изготовления запорной арматуры этого типа применяют углеродистую или легированную сталь.
Устройство газового вентиля
Стандартный газовый вентиль имеет вид тройника, на каждом штуцере которого нарезана наружная резьба. Более продвинутые модели могут иметь дополнительный выступ – предохранительный клапан. Его предназначение – сброс избыточного давления в случае нагрева полного баллона или при неправильно осуществляемом заполнении.
Нижний штуцер вентиля используется для присоединения к газовому баллону, верхний – для крепления маховика, а боковой – для подключения коммуникаций для выхода и закачки газа. Устройство крана для газового баллона довольно простое. Запорная арматура обычно состоит из таких общих элементов:
- Латунный или стальной корпус.
- Сальниковый вентиль или маховик, присоединяющийся к корпусу накидной гайкой.
- Внутренний запирающий механизм с клапаном и штоком.
- Уплотнительные прокладки.
- Заглушка на выпускное отверстие.
Более подробно рассмотреть устройство вентилей на газовых баллонах каждого типа можно на представленных изображениях.
Галерея изображений
Фото из
Спуск ядовитых газов через предохранительный клапан может навредить здоровью даже на открытом пространстве
В ацетиленовых вентилях используют максимум уплотнителей, чтобы ядовитые газы не попали наружу
Прокладки в таком вентиле не должны быть из чистой резины, потому что она способна взаимодействовать с кислородом
Уплотнители на пропановых баллонах простые, потому они должны выдерживать максимальное давление всего в 16 атмосфер
Изношенные вентили могут пропускать небольшое количество газа, что в закрытых помещениях может привести к непредсказуемым последствиям. Для предупреждения таких ситуаций используется заглушка на боковом штуцере, которая служит для дополнительной герметизации баллона при транспортировке и длительном хранении.
Направление резьбы на выпускных отверстиях зависит от химических веществ, которые содержатся в баллонах: правое используется для негорючих газов (кислород, азот, аргон и т.д.), а левое – для горючих (водород, ацетилен, пропан и т.д.)
Принцип работы газового вентиля в собранном виде ничем не примечателен. Для подачи газа и его перекрытия достаточно просто медленно поворачивать маховик в соответствующую сторону.
Ввод установки в эксплуатацию
Весь монтаж газопровода проводится без его подключения к баллону. Когда трубки или шланги подключены к плите и соединены между собой, на вентиль баллона накручивается и затягивается гайка редуктора. Затем, если используется гибкий шланг, его надевают на штуцер и обжимают хомутом. Если выбраны сильфонные трубки, штуцер нужно выкрутить из корпуса редуктора и вкрутить в него резьбовой переходник соответствующего размера.
Когда установка собрана, нужно открыть вентиль на баллоне и, вращая регулятор редуктора, установить требуемое выходное давление. Когда газ поступил в систему трубок и шлангов, каждое соединение густо обмазывается пенно-мыльным раствором и проверяется на предмет утечек. После того как целостность газопровода подтверждена, можно открывать кран плиты и пытаться последовательно разжечь конфорки.
Если каждая из них коптит или пламя горит цветом, отличным от голубого или зеленоватого, необходимо вентилем на редукторе уменьшить давление. Если неисправность характерна только для некоторых конфорок — значит, жиклёры для них выбраны неправильно. Если в положении минимального огня конфорка тухнет — отрегулируйте винт малого расхода на кране плиты или попробуйте немного поднять давление винтом редуктора.
В газобаллонном оборудовании автомобилей также применяется рампа с форсунками газа, предназначенная для подачи топлива отдельно на каждый цилиндр двигателя. Форсунки входят в систему, осуществляющую впрыск топлива (метана или пропана) во впускной газовый коллектор. При их неисправности или сбое в работе все газобаллонное оборудование выходит из строя, поэтому за состоянием данных элементов системы следует тщательно следить и осуществлять регулярную проверку.
Для установки или при необходимости замены ГБО можно приобрести каждую форсунку в отдельности. Но производители предлагают их и в виде рампы форсунок.
Современные газовые установки оснащаются качественными форсунками последнего поколения, имеющими достаточно длительный период эксплуатации. Однако они все равно могут забиваться и переставать выполнять свои функции. Это приводит к существенному увеличению расхода газа и сбоям в работе двигателя. В некоторых случаях помогает чистка и продувание форсунок, но иногда может понадобиться их полная замена.
Для четырехцилиндрового двигателя используется одна рампа, состоящая из четырех форсунок. А вот для более мощных и объемных двигателей необходима установка сразу двух таких рамп.
Производители не рекомендуют устанавливать подобное оборудование самостоятельно, не имея базовых знаний и опыта. Неправильный монтаж хотя бы одного из блоков приведет к сбою системы и несчастному случаю, который может повлечь за собой человеческие жертвы.
Для личной безопасности стоит доверить установку газобаллонного оборудования специалистам станций технического обслуживания или сервисных центров.
Заправка клапанных резьбовых картриджей
Заправка клапанных резьбовых картриджей требует наличия следующего заранее подготовленного оборудования:
- Два штуцера: один, с накидной гайкой, подсоединяется к бытовому газовому баллону, а второй, резьбовой, соединяется с газовым картриджем;
- Прозрачный шланг, с помощью которого можно будет проследить процесс переливания газа. Также выполняет функцию переходника и соединяется с двумя штуцерами;
- Вентили, позволяющие включить и выключить подачу газа с баллона прямо у клапана;
- Фильтр, встраиваемый в вентиль, который предотвращает попадание мусора и забивание баллончика;
- Дополнительный клапан, позволяющий стравливать газ, не снимая переходник.
Хорошая модель переходника выигрывает в сравнении с дешевой благодаря ряду достоинств:
- Вентиль переходника обеспечивает сохранность вентиля бытового баллона, который портится из-за регулярного откручивания и закручивания и из-за ржавчины или других металлических частиц, попадающих на резьбу;
- Благодаря нахождению вентиля в максимально близком положении к клапану баллончика, при очередном цикле заправки практически не происходит утечка лишнего газа, выливание его на руки и распыление в окружающую среду;
- Шаровая конструкция вентиля позволяет быстро прекращать подачу газа и избегать нежелательного переполнения и вынужденного стравливания лишнего газа;
- Благодаря вышеописанным преимуществам процесс заправки заметно облегчается, становится более безопасным и экономным.
Накручивается переходник на вентиль бытового большого баллона с газом вместо редуктора. Заправку лучше делать в компании с помощником и на открытом воздухе вдали от людных мест. Так как будет сильный запах газа, проходящие люди могут начать беспокоиться и вызвать газовую службу.
Процесс заправки клапанных резьбовых картриджей состоит из следующих этапов:
Шаг 1. В первую очередь следует слить остатки конденсата, стравить остаточное давление во всех баллончиках, которые планируется заправлять до того, как переходник подсоединится к большому баллону. Благодаря этому процесс заправки пройдет немного быстрее.
Переходник накручивается на баллончик, который переворачивается вверх дном, теплыми руками слегка нагревается картридж, что увеличивает объем газа и ускоряет процесс стравливания. Сливать конденсат предпочтительно в пластиковую бутылку. Он довольно неприятно пахнет и пропитывает запахом окружающие предметы.
Шаг 2. Подготовка системы заключается в установлении баллона с газом в устойчивое положение с направленным вниз вентилем и открытие к нему свободного доступа. Ни в коем случае нельзя упирать баллон на вентиль. Идеальный вариант — это подвесить баллон вверх дном. Далее следует подкрутить переходник и открыть вентиль большого баллона.
Шаг 3. Переходник плотно прикручивается к баллончику. Открываем вентиль на переходнике и начинаем заливать газ. Прекращение шума издаваемого переливанием газа означает конец заливки.
Шаг 4. Следующий этап — это стравливание газа для того, чтобы охладить баллончик. Процедура выполняется путем открытия стравливающего клапана на переходнике. Через несколько секунд баллончик станет достаточно холодным, а давление в нем опустится до нужного уровня. Закрываем клапан. В случае необходимости производится дозаливка.
Шаг 5. Самый важный этап — это создание в баллончике буферной подушки для того, чтобы предотвратить возможное расширение и взрыв. Открываем стравливающий клапан и ждем момента, когда жидкость больше не льется.
Ни в коем случае не направляйте на себя струю газа. При встряхивании баллончика должно обязательно ощущаться бултыхание. Также действенный метод — взвешивание наполненного баллончика на весах
После прохождения всех этапов важно проверить герметичность всех наполненных емкостей
Во время стравливания, слива остатков конденсата и создания буферной подушки всегда направляйте конец шланга от себя
В целях безопасности не рекомендуется хранить баллончики на солнце, в сырых и в холодных местах. Холодные баллоны после заправки покрываются слоем конденсатом. Для предотвращения процессов ржавления стоит обтереть емкости сухим полотенцем.
Изготовление рампы своими руками
Изготовить конструкцию под хранение и эксплуатацию газовых баллонов несложно. Для сборки своими руками потребуется:
- Лист стальной толщиной 2-3 мм.
- Уголок стальной №45 или профильная труба 40 х 25 мм.
- Труба металлическая под коллектор (длина подбирается под число баллонов).
- Металлическая цепь мелкая для фиксации баллонов.
Помимо этого материального обеспечения потребуются навыки сварщика, слесаря, инструмент и оборудование (сварочный аппарат). Впрочем, сварочные работы могут быть выполнены и под заказ.
Изначально необходимо определиться с числом баллонов под газ, которые будут устанавливаться в рампе. Например, 3 баллона. Отталкиваясь от значения размера диаметра баллонов, получают исходный размер ширины конструкции рампы и увеличивают его на 150-200 мм. Размер высоты будет определяться с учётом высоты газовых баллонов, плюс 150-200 мм до горизонта установки коллектора.
На основании этих расчётов делается опорная рама из стального уголка или профильной трубы. Опорную раму можно собрать при помощи сварки или же применить механический способ крепления уголков (труб) болтовым соединением. Собранная рама имеет вид буквы «П». Далее на верхней перемычке рамы ставят кронштейны для коллектора и крепят раму к задней стене внутри металлического ящика, предварительно изготовленного из стальных листов.
Монтаж коллектора газовой рампы
Теперь дело за изготовлением коллектора, его установкой и дополнением всеми необходимыми аксессуарами. Металлическую трубу (d=32-50 мм) отмеряют по длине, равной размеру длины перемычки опорной рамы и размечают на корпусе трубы точки под штуцеры (3 шт).
Аккуратно вваривают в тело трубы отводы для штуцеров и устанавливают эти детали вместе с вентилями. На одном конце трубы ставится заглушка, на втором штуцер для подключения редуктора. После завершения этих работ укладывают коллектор на кронштейны, ранее смонтированные по верхней стороне перемычки опорной рамы.
Установка коллектора должна производиться с учётом отступа выше уровня вентилей баллонов на 150-170 мм. Коллектор следует выставить как можно точнее по горизонту и закрепить хомутами на кронштейнах, подложив под обручи хомутов прокладки из листовой технической резины. Затем нужно установить на открытый конец коллектора газовый редуктор, оснащённый фильтром и дополнить запорным краном.
Следующий шаг — изготовление подводок для баллонов. Их можно и желательно сделать из медной трубки, чтобы получить эффект компенсации расширения. Но допускается также применение шлангов высокого давления. Подводки одним концом прикручивают к вентилям коллектора, другим концом трубки будут соединяться с вентилями баллонов.
Окончательная сборка и подключение
В завершение процесса сборки рампы для газовых баллонов своими руками на стойках опорной рамы, на расстоянии 2/3 высоты баллонов, делают цепной затвор. Для этого производят следующие действия:
- Берут металлическую цепь.
- Отмеряют по длине захвата баллонов.
- Режут и крепят полученный отрезок цепи одним концом к стойке рамы.
Второй конец металлической цепи остаётся свободным. Он будет крепиться замковым устройством на второй стойке после того, как газовые баллоны загружены в рампу. Конечно же, вовсе необязательно применять в качестве фиксатора именно металлическую цепь. Можно использовать другие подходящие, но обязательно надёжные крепления.
На последнем этапе работ подводят газовую трубу от потребителей к редуктору коллектора. Технически останется только загрузить на рампу газовые баллоны, соединить их отводными трубками (шлангами) с коллектором и на этом всё — устройство готово для стабильного обеспечения газом бытового оборудования.
Но остаются ещё некоторые детали монтажа. Предстоит оборудовать двери стального шкафа, где установлена рампа. В дальнейшем, когда система будет эксплуатироваться, необходимо оснастить двери ящика надёжным замком и ограничить к нему доступ для детей.
Как работает редуктор для баллона:
1 Прямой редуктор
Обычный простой редукционный аппарат для газа, состоит из двух камер c областью повышенного и низкого давления разделенных между собой резиновой мембраной. Кроме того, “редукционник” оборудован входным и выходным штуцером. Современные приборы сконструированы так, что сильфонная подводка вкручивается прямо в редуктор. Все чаще можно встретить газовый редуктор с третьим штуцером, предназначенным для монтажа мономера.
После подачи газа по шлангу и далее через штуцер он поступает внутрь камеры. Создаваемое газовое давление стремится открыть клапан. С обратной стороны на клапан давит запорная пружина, возвращая его назад на специальное посадочное место, называемое в простонародье “седло”. Возвращаясь на свое место, клапан препятствует бесконтрольному поступлению газа высокого давления из баллона.
Мембрана
Вторая действующая сила внутри редуктора является резиновая мембрана, разделяющая устройство на область высокого и низкого давления. Мембрана выступает “помощником” высокому давлению и в свою очередь стремится приподнять клапан из седла, открывая проход. Таким образом, мембрана находится между двух противоборствующих сил. Одну поверхность поддавливает нажимная пружинка (не путайте с возвратной пружиной клапана), которая хочет открыть клапан, с другой стороны, на нее давит уже прошедший газ в зону низкого давления.
Нажимная пружина имеет ручную регулировку силы нажатия на клапан. Советуем газовый редуктор купить с посадочным местом под манометр, таким образом вам будет легче осуществлять регулировку нажатия пружины до нужных значений давления на выходе.
По мере выхода газа из редуктора к источнику потребления, давление в камере рабочего пространства понижается, давая возможность распрямиться нажимной пружинке. Она то и начинает выталкивать клапан из седла, снова позволяя наполнить прибор газом. Соответственно давление ползет вверх, надавливая на мембрану уменьшая размер нажимной пружинки. Клапан перемещается назад в седло суживая щель, уменьшая наполнение газом редуктор. Далее процесс повторяется до тех пор, пока давление не выравнивается до установленного значения.
Следует признать, что редукторы для газовых баллонов прямого типа ввиду сложной конструкции, не пользуются повышенным спросом, гораздо более широкое распространение нашли редукторы обратного типа, к слову сказать они считаются приборами с высокой степенью безопасности.
2 Обратный редуктор
Функционирование прибора, заключается в противоположном действии описанном выше. Сжиженное голубое топливо подается в камеру где создается высокое давление. Баллонный газ накапливается и мешает клапану открыться. Чтобы обеспечить поступление газа в бытовой прибор, требуется повернуть регулятор по направлению правой резьбы.
С обратной стороны ручки регулятора находится длинный винт, который накручиваясь надавливает на нажимную пружинку. Сжимаясь она начинает изгибать эластичную мембрану в верхнее положение. Таким образом, передаточный диск посредством штока, оказывает давление на обратную пружинку. Клапан приходит в движение, начинает приоткрываться, увеличивая зазор. Голубое топливо устремляется в щель и заполняет рабочую камеру с низким давлением.
В рабочей камере, в газовом шланге и в баллоне давление начинает возрастать. Под действием давления осуществляется распрямление мембраны, содействует ей в этом постоянно сжимающаяся пружинка. В результате, механических взаимодействий передаточный диск опускается ослабляя обратную пружину, которая стремится вернуть клапан на свое посадочное место. Закрывая зазор, естественно поступление газа из баллона в рабочую камеру ограничивается. Далее с понижением давления в сильфоновой подводке запускается обратный процесс.
Одним словом, в результате сдержек и противовесов, качели удается уравновесить и газовый редуктор поддерживает в автоматическом режиме сбалансированное давление, без резких скачков и перепадов.
Производство газовой горелки своими руками
Как вы могли понять из списка элементов всей конструкции приспособления, она является предельно простой и не имеет каких-либо сложных деталей, на которые нужно тратить большое время. Для того чтобы сделать агрегат своими руками, потребуется немного времени и сил. И если правильно изучить материал, представленный в данной статье, а также со всей серьезностью и аккуратностью подойти к процессу (поскольку работа ведется с огнеопасными веществами), то он обязательно будет выполнен.
Как показывает практика и множество живых примеров, в среднем человек, который никогда не занимался созданием самодельных газовых горелок, через 40-45 минут после прочтения инструкции уже смог похвастаться горелкой, сделанной своими руками.
Стадии изготовления мангала из газового баллона
Инструменты подготовлены, баллон безопасен, можно начинать работы.
Как уже было замечено, лучше взять ёмкость на 50 л. В меньшей таре сложно манипулировать углями. И здесь можно создавать приличные тиражи еды. Допускается применение тары больших параметров.
1. Производится резка металла строго по линии шва. Боковые стенки не трогайте. Они будут создавать защиту от ветра.
2. Под швами есть фиксирующие кольца. Они ставятся на заводе. Так правильно стыкуются дно и корпус. Их удалять не следует. Они затем станут полками для крышки.
3. Таким способом из одной тары образуется две составляющие мангала.
4. Монтируются петли. Сначала они крепятся на заклёпки. Затем привариваются к баллону. Ведь одних заклёпок не хватит для удержания крышки в условиях высоких температурных параметров.
Должно получиться следующее:
После работы сварочной техникой металл должен остыть. Затем идёт следующая стадия работ.
5. Создание ручек. Лучше взять стандартные металлические варианты. Они стоят мало и стойки к крайним температурам.
6. Присоединение уголка методом сварки. Он устраивается по периметру крайних сторон среза. Это защита от пошатывания баллона из-за мощных температур. Здесь вполне сгодится уголок 32 х 32. С помощью струбцин он прижимается к корпусу. И при этом почти нет зазоров. При последующей эксплуатации уголок станет опорным элементом для решётки и шампуров. Его нужно приварить внутри корпуса около петель.
7. Создаются основания. Лучше их сделать короткими, чтобы в последующем их развивать до нужной высоты. Если конструкция будет мобильной, пригодятся сборные ножки.
8. К корпусу присоединяются петли. Их нужно приварить и к крышке. Необходимо решить вопрос с форматом крышки. Если желаете сделать её несъёмной, петли монтируйте друг к другу. Если понадобится снимать крышку, варите их в едином направлении.
9. Ручки привариваются, а потом плотно закручиваются.
10. На созданные петли нанизывается крышка из верхней зоны баллона. Действия выполняются без отличий. При этом не важны позиции петель.
11. Для крышки нужны ограничители. Но перед этим замеряется угол и длина.
12. Проверка положения аппарата в состоянии с открытой крышкой. Если он устойчив слабо, то ножки можно усилить металлическим уголком.
13. Так как аппарат нуждается в хорошей тяге и сгорании горючего, по всей длине его корпуса просверлите дырки. Они также станут путями устранения воды и угля. Если вы монтируете статичную крышку, то проделайте отверстия ещё до её монтажа.
14. По боковым сторонам корпуса устройте надрезы. Работайте болгаркой. Надрезы нужны для фиксаторов шампуров.
Просверлив указанные отверстия, завершаете финальную фазу создания мангала из пропанового баллона.
Затем баллон нужно тщательно прочистить и неоднократно протопить. Это дополнительная мера безопасности и гарантия тотальной ликвидации запаха газа.
Окрасить конструкцию можно термоустойчивой краской. Можно ничем не покрывать. Это дело эстетического подхода. Через несколько использований агрегат всё равно закоптится и почернеет.
Дополнительные работы
Качественный мангал из газового баллона своими руками должен оснащаться дымоходом. Этот элемент хорошо развивает тягу. Он устанавливается так: в торце аппарата следует вырезать отверстие круглой формы. Затем туда приваривается стандартная водосточная труба. Её диаметр должен соответствовать отверстию.
На дно помещаются чугунные колосники. Хватит двух штук. Обычно их задействуют в буржуйках и разных котлах. Благодаря ним аппарат будет обеспечен дополнительной вентиляцией. Ещё они создадут экономию угля и становятся участниками готовки блюд.
Вопрос размещения такого домашнего мангала сводится к таким вариантам:
- Кирпичная беседка.
- Открытая зона.
Для удобного использования внутреннее пространство мангала можно разделить на две зоны. В первой устраиваются выступы. Во второй – прорези. На выступы поместятся решётки. Прорези нужны для шампуров.
О ножках здесь было сказано. Но без них изготовление мангала неполноценно. Перед их производством определитесь, как часто вы будете брать аппарат с собой или он будет эксплуатироваться только на участке. Если будете часто выбираться на природу, то организуйте удобные складные ножки. Вначале привариваются 4 основы небольшой длины. Их в будущем можно располагать на конструкцию с более внушительной длиной.
Материал изготовления ножек – прочная труба. Их можно монтировать сварочным или болтовым методами. Во втором случае понадобятся отверстия. В них болты и помещаются. Установив ножки, завинтите болты гайками.